Журнал о спортивном туризме
и путешествиях
ОБЛОЖКА
В современном издании публикуются уникальные страницы старинных выпусков с рассказами об элитарных велопутешествиях царской эпохи, о новинках автомобильной техники XIX века, о легендарных искателей приключений прошлого тысячелетия.
ПЕРВОГО
ВЫПУСКА ЖУРНАЛА
Интересные статьи
для неисправимых авантюристов и искателей приключений
    Подписывайтесь на нас в социальных сетях
    Печатные выпуски
    журнала «Русский турист»
    (в наличии)
    Вернуться
    Подписка на будущие выпуски (2 журнала) «Русского туриста» 2024-го года ОТКРЫТА.
    • При оформлении подписки заранее Вы гарантировано получаете будущие выпуски 100 полосных журналов «Русский турист» сразу после их выхода в свет, ещё тепленькими, прямиком из типографии.
    • Темы будущих выпусков при этом остаются для вас загадкой. Таким образом, приятный сюрприз всегда гарантирован.
    • Удобство и польза от привычки оформлять подписку в конце уходящего года на весь последующий доказана наши постоянными подписчиками, которые однажды попробовав, ежегодно возвращаются к нам! Благодарим за доверие каждого!
    PDF-версии журнала «Русский турист»
    Каждый из выпусков нашего журнала Вы можете приобрести с электронной версии. Это удобнее и, конечно же, экологичнее!
    Вернуться
    Подписывайтесь на нас в социальных сетях
    Подписка на Почте России
    Подписаться на наш журнал вы также можете во всех отделениях Почты России.
    Наш подписной индекс
    в каталоге «Почты России»:
    ПИ258, ПИ285

    Вам не нужно будет доплачивать за доставку - она и так включена в стоимость.
    Не надо следить за точной датой выхода журнала - он будет доставлен сразу после печати.
    Не придется ездить к пунктам самовывоза - журнал сам приедет к вам домой.
    Чем больше тираж, тем ниже цена
    Оформите подписку в 2023 году на любое, нужное вам, количество экземпляров,
    и мы напечатаем их специально для вас.
    Количество экземпляров
    Цена за 1 журнал
    Итог
    от 100 до 300 шт.
    500р./шт.
    от 50 000 р. до 150 000 р.
    от 300 до 500 шт.
    400р./шт.
    от 120 000р. до 200 000р.
    от 500 до 1000 шт.
    350р./шт.
    от 175 000р. до 350 000р
    От 1000 и выше
    (не ограничено)
    300р./шт.
    от 300 000р. – ~
    Для федеральных и региональных центров детско-юношеского туризма, школ спортивного туризма, отделений российских союзов туристов, региональных отделений ФСТР, турклубов и туристических секций страны, мы предоставляем скидку 25%.
    Магазин товаров
    «РУССКОГО ТУРИСТА»
    Вещи и вещицы, которые мы придумали и собственноручно создали для наших подписчиков с любовью.
    Футболка
    2100
    руб.
    2600
    руб.
    Нет в наличии!

    Наши футболки сделаны из 100% хлопка.
    Размер: М, XL (модный сейчас оверсайз).
    Вы можете выбрать три варианта уникального принта.

    Каждый из принтов вырезался художницей Мариной Хлыбовой, по совместительству еще и шеф-редактором журнала РТ, собственноручно. Эстампы, с которых сделаны принты, участвовали в разных выставках журнала РТ в проекте «Палитра городов российских». Таким образом, каждый покупатель получает выставочный «экспонат».
    Сумка-шопер
    Размер: 38см+-2см Х 39см+-2см, высота петли ручки 21+-2 см
    Цвет: светло-коричневый
    Состав: джут
    Доставка по России включена.
    2400
    руб.
    руб.
    Джут, из которого сплетена сумка, 100% натуральный материал. Добывают его из южного растения, высокого кустарника.

    С этой сумкой ничего не случится. Она не затрется, не порвется, не выйдет из моды. Требует минимум ухода, а также привнесет самобытность и природность в ваш образ. С ней можно стильно появиться в супермаркете и непринужденно отправиться на прогулку по городу. А прикупив льняное платье, сандали и соломенную шляпу вы прекрасно будете смотреться на пляже.

    Наши сумки ручной работы. Их с большой любовью и усердием создает Людмила Танцура - копирайтер и смм-специалист издания. Скромный логотип «РТ» как знак для избранных, говорящий, что вы не просто женщина, а ТУРИСТ!

    Наклейка Фирменное колесо «РТ» на автомобиль

    Диаметр 30 см. с доставкой по России. Стоимость 500р.

    Диаметр 10 см. с доставкой по России. Стоимость 300р.

    Русского туриста будет видно издалека!

    Редакция журнала, наши приглашенные авторы и эксперты
    - это спортивные туристы с многолетний стажем, огромным личным опытом и террабайтами фотографий.
    Вы увидите то, что видят люди, стоящие на вершине восьмитысячника,
    рассекающие пену бурлящих речных порогов,
    рисующие лыжню по заснеженным вулканам.
    • Олеся Подлыжняк
      Главный редактор журнала
      Журналист, окончила факультут журналистики МГУ. 5 лет рабоатла выпускающий редактор программы "В мире животных" с Николаем Дроздовым, редактор программ "Истории из будущего" с Михаилом Ковальчуком, "Стратегия прорыва", "Отражение", "Крылья. Лапы. Хвосты.", главный редактор журнала "Подмосковье", руководитель пресс-службы "УВЗ".
    • Марина Хлыбова
      Шеф-редактор журнала
      Мастер спорта России, спортивный судья, призёр чемпионатов и Кубков Москвы, ЦФО и РФ, а также чемпионатов мира по спортивному туризму в дисциплинах автомото маршрут и водный маршрут. Член сборной Москвы по спортивному туризму в дисциплине «маршрут на средствах передвижения». Член РГО. Заслуженный путешественник России.

    • Никита Киселев
      Редактор журнала, автор текстов, специальный корреспондент
      Мастер спорта России. Спортивный судья. Призёр чемпионатов и Кубков Москвы, ЦФО и РФ, а также чемпионатов мира по спортивному туризму в дисциплинах автомото маршрут и водный маршрут. Член сборной Москвы по спортивному туризму в дисциплине «маршрут на средствах передвижения». Член РГО. Заслуженный путешественник России.
    • Юлия Задорожная
      Автор текстов в журнале, герой публикаций
      Участник и руководитель автомобильных походов 6 категории сложности, член Новосибирского клуба экстремальных автопутешествий OFF ROAD MASTER.


    • Сергей Романенков
      Автор текстов в журнале, герой публикаций
      За плечами походы 6 категории сложности, первопроходы, победы на Чемпионате России по спортивному туризму.
    • Юрий Бабинцев
      Автор текстов в журнале, герой публикаций
      Мастер спорта России, «Заслуженный путешественник России», призер Чемпионата России среди водных спортивных походов высшей категории сложности.
    • Алексей Никоноров
      Эксперт журнала, бессменный автор рубрики "Снаряжение"
      Мастер спорта России, председатель Центральной комиссии подготовки кадров, член президиума Федерации спортивного туризма России и руководитель сектора безопасности.
    • Анна Самуленкова
      Автор текстов в журнале, герой публикаций
      Спортивный судья 2 категории. Также принимает участие в соревнованиях как спортсмен. Является членом сборной команды Москвы и России по ТРЕК (дистанции конные). Неоднократно принимала участие в международных соревнованиях. По итогам европейских турниров заняла 6-ю строчку среди сильнейших спортсменов Европы в ТРЕК. Тренирует юношескую сборную России по спортивному туризму, дистанции конные.
    • Юлия Фомина
      Дизайнер-верстальщик журнала
      "Я мечтала создавать дизайн журнала еще во времена учебы в институте. Там однажды дали задание – разработать идею и дизайн журнала. Я выбрала тему путешествий. Журнал был полностью посвящен Исландии. Тогда я не могла представить, что буду работать над созданием реального журнала на тему, которая мне так близка и интересна.
      Пока в моей жизни были автотуризм и кемпинг без категорий сложности. Но это только начало".
    Партнеры проекта
    Интересные статьи

    Записки о походе на плато Путорана

    Записки о походе на плато Путорана

    Мы думали и мечтали, а теперь я могу с уверенностью сказать, что мечты сбылись, а планы осуществились.
    Этот поход, который состоялся 23 июля - 8 августа 2022, мы начали планировать в 2020 году - так далеко мы еще ни разу не строили свои походные планы.
    Кто-то говорит: «Я не знаю что будет завтра, как я могу думать о путешествии через два года?».

    Удивительно, но в группе (а нас было 20 человек!) за столь долгий срок произошли минимальные перестановки, то есть почти все, кто собрался в 2020-м, за два года не изменили своих планов. Высокая цель объединяет! А цель у нас действительно была высокая - увидеть труднодоступное плато Путорана - мечту любого туриста. Еще лет 10-15 назад на плато бывали единицы - в основном хорошо подготовленные спортивные команды или научные экспедиции, но даже сейчас это место несравненно менее посещаемо, чем практически любое другое «походное направление» в России из всех, что на слуху. Что в нем такого особенного? Первое, что приходит в голову - это потрясающие, ни на что непохожие виды, огромные водопады и по-настоящему дикая нетронутая природа, увидеть которую сейчас все труднее. Путорана, наряду с горами Бырранга - одни из самых малоизученных уголков страны. Я же в этом путешествии снова убедился в правоте тезиса: «Хочешь увидеть Россию - собирай рюкзак и отправляйся в поход».


    Что рассказать о нашем 16-дневном путешествии? Можно описать северную природу, белые ночи, восходы и закаты, ягодные поля и непролазный стланик, быстрые реки и прозрачные озера, горы без вершин, фантастические водопады и марсианские пейзажи на плато, трудности и радости каждого дня, нашу дружную команду, но моих литературных способностей вряд ли хватит для того, чтобы передать всю ту красоту, что мы видели.
    Намного лучше с этим справится фильм Игоря Русинова, затащившего на плато целый рюкзак съемочного оборудования и каждый день успевавшего запечатлеть происходящее - фильм все желающие смогут увидеть на кинофестивале «Золотой компас» 2022-2023.
    Я же хочу поделиться некоторыми наблюдениями и выводами, многие из которых пришли только после похода. Возможно, это будет кому-то полезно. Кому-то, кто тоже мечтает побывать на плато Путорана.

    Маршрут
    Плато Путорана по площади превосходит Великобританию, а поэтому маршрутов туда можно придумать великое множество. Ограничивают фантазию только бюджет, время и опыт. На прохождение маршрута, который я запланировал изначально, нам потребовался бы месяц. Очевидно, что такую «прогулку» мало кто может себе позволить, так что пришлось ограничить свои «хотелки» и составить другой более реальный план. Вариант с вертолетной заброской решили не рассматривать, так как из-за нее бюджет и без того дорогого мероприятия можно было смело умножать на два. В итоге мы забрасывались по воде и шли «от Ламы до Ламы» вверх по реке Омон-Юрях, а вниз по реке Хойси. На самом плато любовались многочисленными озерами и водопадами, включая знаменитую Принцессу, верховьями реки Дынкенгда и Хихикаль, а также побывали на вершине горы Плато (1365 м.).


    Полных ходовых дней «под рюкзаками» у нас получилось 6. Еще 5 дней вставали лагерем уже к обеду, а потом ходили налегке в радиалки, купались в водопадах, строили баню, объедались ягодами, сами себе делали сувениры из плавника, вырезали ложки, искали красивые камни, пилили рога и просто отдыхали. Один день посвятили большому радиальному выходу - лагерь тогда не переносился. И еще четыре дня, включая дни приезда-отъезда, а также два запасных - простояли на Ламе, где ловили рыбу, парились в бане и снова ходили в радиалки по окрестностям.

    Итого 16 дней и 150 км пути.

    Маршрут, на мой взгляд, полностью себя оправдал, позволив нам не только целыми днями заниматься переносом тяжестей по сложному рельефу, но и просто пожить в красивых местах, погулять вокруг налегке, фотографировать, созерцать природу и особо никуда не спешить.


    Нам очень повезло с погодой. Всего три дня дождей, да и то незатяжных. Два дня сильного ветра. Все остальное время светило солнце и было очень комфортно. Погода вообще никак не повлияла на наши планы. Запасные дни на маршруте не были использованы - для Путорана всё это редкость. Для примера, другая группа, которую мы встретили на спуске, два дня сидела в Норильске, пережидая шторм на озере. Затем, уже на маршруте, они попали под сильные ливни, из-за которых мгновенно поднялись все реки, планы были нарушены, а обратно в цивилизацию пришлось буквально пробиваться.

    Курумник
    Пожалуй, о нем стоит написать отдельно. Он везде - на берегах Ламы, внизу в ущельях и наверху на плато. Вера даже в Норильске нашла его во дворе одного из домов. Как герой одного небезызвестного фильма познал все виды дождя, так и мы в этом походе узнали все виды курумника - маленький, большой, мокрый, сухой, заросший мхом, в кустах, на подъеме, на спуске, на траверсе и т.д. Все пешие маршруты на Путорана так или иначе проходят по курумнику - это очень важный момент, который необходимо принимать во внимание. Если вы никогда не ходили по курумнику - не стоит ехать на Путорана! На большинстве маршрутов курумник встречается лишь эпизодически, но здесь вы почти все время идете по нему за редким исключением. От этого разваливаются ботинки и суставы, а у кого-то могут быть проблемы и с вестибулярным аппаратом.


    Обувь
    Поход на Путорана - настоящее испытание для треккинговых ботинок. В нашей группе развалилось пять пар, из них критично только одни, но инструктор Женя смог починить их с помощью тонкой проволоки, и в итоге они дожили до конца маршрута. Двое ботинок были совсем новые, что не помешало им тоже развалиться. После похода ребята понесли их обратно в магазин. Всякие боты «no name» или из Декатлона - точно не вариант. Только проверенные серьезные модели, в которых вы не раз бывали в горах. Лично я уже не первый сезон хожу в Asolo Aconcagua, и на Путорана они меня не подвели.

    Гнус
    По этому пункту нам тоже повезло. В отчетах писали, что комаров и мошки на Путорана нереальное количество - не хватает никаких репеллентов, а без накомарника невозможно выйти из палатки. Все, кто бывал летом на севере или в Сибири - имеют представление что это такое, но на Путорана все еще хуже. Каково же было наше удивление, когда в первый день, высадившись на берегу Ламы, мы обнаружили полное отсутствие гнуса. Вообще никого - ни мошки, ни комаров, ни паутов! В последующие дни нас все же кусали, но без особого экстрима - накомарниками почти не пользовались. Самыми комариными местами оказалась стоянка на плато в верховьях Дынкенгды и заболоченное устье реки Хойси.

    Репелленты с собой у нас были самые разные, но самой лучшей комбинацией, на мой взгляд, является какой-нибудь крем (по совету друзей мы использовали Армакон) и пару баллончиков, например Рефтамид Экстрим. Крем наносится на открытые участки тела и работает часа 4. Баллончиком брызгаем одежду, например, термобелье или носки, когда вечером в лагере переобулись в кроксы. Расход крема минимален, в отличие от всевозможных спреев. Одного тюбика 100 мл. точно хватит на весь поход.


    Медведи
    Следы присутствия косолапых мы встречали регулярно, как в ущельях, так и на плато. Один свежий след обнаружили вообще неподалеку от вершины горы Плато сильно выше зоны леса - не понятно, чем медведь там занимался. Хозяев следов при этом не видели ни разу, что говорит об адекватности путоранских медведей - на рожон не лезут. Возможно этому способствовало обилие ягод. С собой у нас был целый арсенал всевозможных средств защиты от косолапых. Технику безопасности тоже соблюдали: в кустах старались шуметь, остатки еды выкидывали в костер или в реку - в итоге все прошло благополучно.

    Однако среди медведей, как и среди людей, тоже встречаются сумасшедшие. Поэтому с собой на этот случай лучше иметь что-то посерьезнее хлопушки, например специальный «медвежий» перцовый баллон. В самолете в багаже провозить его можно (особенно если никому не говорить).

    Броды
    На нашем маршруте было 2 полноценных брода (оба чуть ниже колена) и еще несколько потенциальных, но из-за низкого уровня воды мы смогли пройти их по камням. Количество бродов и трудность их преодоления сильно зависят от маршрута и погоды. Из-за вечной мерзлоты уровень воды в реках в случае осадков поднимается быстро и значительно, так что не было бы у нас такой хорошей погоды - с бродами все было бы сложнее. Большинство переходили в кроксах, привязав их к ногам дополнительными веревочками. Кто-то при этом надевал еще и неопреновые носки. Несколько человек взяли сапоги-заброды из ЭВА.



    Раскладка
    Вес нашей раскладки составил 670 г. на человека в сутки. Самый тяжелый мужской рюкзак на старте весил 35 кг, а самый легкий женский 22 кг. На плато готовили на бензине, в зоне леса на костре.

    Рыбалка
    На нашем маршруте с рыбой было туго. В реках Омон-Юрях и Хойси ее просто нет из-за многочисленных водопадов в русле, а в Ламе с берега поймать очень сложно. В итоге наш улов составил один хариус грамм на 500-600, которого поймала в Ламе Оксана в конце маршрута. Однако, судя по отчетам, так дела обстоят далеко не везде. Если вы спуститесь с плато в сторону заповедника, например, на озеро Собачье, то там с рыбалкой все будет намного лучше.



    Навигация
    Мы использовали два навигатора Garmin e-trex 30, а также бумажную карту и компас. Навигатор иногда откровенно тупил, так что наличие карты было очень кстати. Связь осуществляли с помощью спутникового телефона Iridium.

    Наш клубный Thuraya в это время был задействован в другом походе, к тому же зона его покрытия вызывала сомнения, а поэтому мы решили не рисковать и арендовали Iridium. Стоимость аренды вместе с 14 минутами разговора составила около 22 000 р. К телефону обязательно стоит взять провод для зарядки от портативного аккумулятора.


    Регистрация в МЧС
    Осуществляется через официальный сайт МЧС России. Скачиваем бланк, заполняем и отправляем на почту главного управления МЧС по Красноярскому краю. В ответ вам присылают номер группы. Не забываем отзвониться перед выходом на маршрут и после его завершения.

    Страховка
    Мы делали групповую страховку в компании Согласие. Сервисная компания: AP Companies. Стоимость на человека составила порядка 5 500 р. Страховку лучше сделать - район труднодоступный и в случае ЧП без вертолета точно не обойтись.

    Заповедник
    Маршрут нужно согласовать с Путоранским заповедником, написав им соответствующее заявление и приложив список группы. В ответ вы получите специальный документ - согласование. У заповедника есть буферная и охранная зоны. В первую они пускают без проблем, а во вторую стараются вообще не пускать. Однако если очень хочется и ваш маршрут проходит по охранной зоне (например, вы забрасываетесь вертолетом, а потом выходите к Ламе), то согласовать маршрут все же можно и нужно - без этого вас оштрафуют егеря, если, конечно, поймают. Да и вертолет без соответствующего разрешения не полетит. В целом заповедник произвел хорошее впечатление - на письма и звонки отвечают, палки в колеса особо не вставляют.


    Команда
    Обычный метод организаторов коммерческих походов «собрать группу по объявлению, познакомиться по дороге» - на Путорана однозначно не применим, если речь идет о полноценных автономных маршрутах, а не о радиалках с базы на озере Лама. Все маршруты на Путорана достаточно непростые, минимум третьей категории и выше. Сходить с маршрута некуда, а цивилизация далеко. Все участники похода обязательно должны иметь соответствующий опыт и хорошую физическую форму - в противном случае проблем не избежать. У нас была большая группа, но целиком состоящая из «старичков» нашего турклуба - туристов со стажем, с кем мы прошли множество маршрутов по всей России и не только. Поэтому проблем не было. В сборных же группах так не бывает почти никогда, а поэтому в какой-то момент я подумал, что не хотел бы оказаться на Путорана с обычной группой, в которой, как это иногда бывает, пару человек не рассчитали свои силы, не думали, что каждый день будет идти дождь, не знали, что в горах летом может выпасть снег, а вода в реке мокрая и холодная, и вообще им было лень читать описание и они второй раз в походе, а первый был - шашлыки в Подмосковье. Шутки шутками, но так действительно бывает, и никакие предпоходные «интервью» от этого не спасают. Поэтому всем организаторам, вдруг решившим устроить коммерческий поход на Путорана, я бы рекомендовал проводить предварительный тренировочный поход тем же составом, который потом пойдет на плато - это лучшая проверка возможностей группы.


    Заброска
    Это самый неприятный пункт, но написать о нем все же стоит, чтобы предостеречь других от наших ошибок. Как уже говорилось выше, мы забрасывались по воде - около 5 часов на катере от моста через реку Норильская до озера Лама. Катер изначально бронировали у проверенного нашими друзьями перевозчика, но тот за несколько месяцев сообщил, что отходит от дел и забросками больше не занимается. Пришлось искать другой вариант и выбор пал на ИП «Евлаш Александр Сергеевич». О цене договорились как обычно в переписке, а договор решили не заключать - и это было ошибкой. Когда мы погрузились на катер и отплыли, внезапно и без того бешеная цена выросла еще на 70 тысяч. Аргументировано это было в стиле: - «я не думал, что вас так много», - «а как же наша переписка, где все четко написано?», - «ну, я не придал этому значения. Не заплатишь - я не заберу вас обратно».
    Все договоренности и сохранившаяся переписка для этого персонажа внезапно потеряли всякий смысл. У гида руки связаны, не подводить же людей, устраивая разборки и рискуя опоздать на самолет. Жулик это прекрасно понимал, ситуация для него беспроигрышная. В конце похода мы встретили небольшую группу, которая попала в похожую ситуацию, но с другим перевозчиком. Заранее обсуждали одну цену, а по прилету в Норильск им сказали: - «да вы что, таких цен не бывает. Если хотите плыть - платите больше».
    Найти альтернативу не так-то просто - они там монополисты, да и предоплата уже внесена. Поэтому такой развод в большинстве случаев удается. Впрочем, в Норильске нас не пытались обмануть только в одном месте - в столовой, где я заказал пирожки на всю группу. Вот там все было четко и пирожки вкусные. Автобус же, забиравший нас из аэропорта, тоже отличился. После того, как я рассчитался с водителем, мне позвонил хозяин автопарка и обвинил в том, что я обманул водителя и на заплатил ему столько, сколько договаривались, а поэтому прямо сейчас должен перевести бОльшую сумму ему. Тут мне уже совсем стало смешно, нигде в России я не видел такой концентрации жуликов. В итоге, хозяину автопарка было отказано, после чего он больше не звонил.
    Здесь вспоминается только одна строчка: «every prospect pleases, аnd only man is vile».


    Как всего этого избежать - хороший вопрос. Можно попробовать заключать договора на каждый шаг, связанный с какими-либо расчетами. Все расчеты производить при свидетелях и снимать на видео. С другой стороны, местных жуликов такой расклад вряд ли устроит, а поэтому найти трансфер или заброску будет не так-то просто. Впрочем, я уверен, что и в Норильске есть честные люди, а нам просто немного не повезло.

    Еще один важный момент: если вы бронируете водоизмещающее судно, а не на воздушной подушке, то отдельно стоит проговорить и прописать с перевозчиком план действий в случае обмеления реки Талой (верховья Норильской), что не является большой редкостью. Суда на воздушной подушке пройдут по любой воде, так что при прочих равных какой-нибудь «Хивус» или «Грифон» будут наиболее надежными вариантами.


    Норильск
    Город Норильск начался с избушки Николая Урванцева - знаменитого исследователя Арктики, которую он поставил для зимовки в 1921 году у подножия горы Шмидта. Эта изба сохранилась и официально считается первым домом Норильска. Практически вся дальнейшая история поселка и города (с 1953 года) напрямую связана с Норильлагом - исправительно-трудовым лагерем. Говорят, что это было одно из самых ужасных подразделений ГУЛАГа. Н.Н. Урванцев, кстати, тоже оказался в числе заключенных. В наши дни Норильск, мягко говоря, кажется не очень уютным. Если вы вдруг думаете заложить день-другой на осмотр достопримечательностей города после похода, то подумайте еще раз. Лично я испытал облегчение, когда самолет наконец оторвался от земли.


    Тропы и другие группы
    Первых людей мы увидели только на 12-й день похода, когда спустились в долину реки Хойси. После этого «волшебство» диких мест понемногу стало исчезать, почувствовалась цивилизация. Долина Хойси оказалась вообще самым обитаемым участком нашего маршрута: вдоль реки (левый берег орографически) набита хорошая тропа, а в нижней части долины можно встретить радиальщиков, проживающих на базе «Бунисяк». Омон-Юрях показалось более диким ущельем, тропа в нем появляется лишь изредка, а порой больше походит на звериную, нежели на человеческую. На самом плато вообще нет никаких троп, но несколько раз посреди камней мы замечали старые человеческие следы.


    Рельеф
    «Плато - это не стол!» - шутили мы весь поход.
    Если не смотреть на топографическую карту,то по фотографиям может показаться, что столовые горы Путорана имеют абсолютно плоские и ровные вершины - стоит лишь подняться на одну, а дальше будешь ходить припеваючи без перепадов. Но это, конечно же, не так. Суммарный набор высоты на нашем маршруте составил 4400м (по данным Nakarte) и 4300м (по данным Strava). При непосредственном выходе на плато набор высоты был около 600 м, а при спуске сброс составил порядка 800 м. Все это, разумеется, по курумнику. На самом плато перепады не очень большие, но зато регулярные - почти все время идешь либо вниз, либо вверх. Ровных участков минимум. На подъеме и спуске с плато пригодятся каски.

    В качестве заключения хочу еще раз выразить благодарность всем участникам нашей команды, без которых этого путешествия не получилось бы! С вами хоть на край света! Хотя, кажется, где-то там мы сейчас и побывали.

    Автор текста: Филипп Терец (@id2993840), инструктор турклуба
    Автор фотографий: Игорь Русинов (@tigr_xp)