Кто бывал на черноморских курортах, наверняка слышал громкие объявления южных зазывал: «Романтичная прогулка на парусной яхте! Права не нужны! Через полчаса вы станете капитаном парусника!». Понятно, такой нехитрый маркетинг в расчете на отдыхающих, растаявших под июльским солнцем и жаждущих приключений морских. А так, да — за 30 минут вы не то что капитаном не станете — вряд ли запомните названия всех этих парусов и веревок. Потому что яхтинг — это упрямый путь, усиленные тренировки, знание навигации, астрономии, первой помощи на воде. А главное — опытный наставник, который приведет вас к получению лицензии для самостоятельного путешествия на яхте.
Мы продолжаем анонсировать статьи из нового выпуска журнала РТ - «Дух наставничества». Автору статьи о парусном спорте Андрею Плясунову довелось познакомиться с тремя парусными наставниками — их яркие непохожие друг на друга истории, подходы к обучению, увлекательные случаи из практики стали основами этой статьи. Такие люди, как маяки на скале, указывают ученикам путь в море. Точно так же как наставники прошлого указали им верный курс под белоснежными парусами.
Михаил Михайлов — наставник яхт-клуба «Навигатор». Архитектор по специальности, яхтсмен по зову сердца. Ходил под парусом с 14 лет. Рулевой, шкотовый, баковый, триммер.
— Вспомните первые тренировки — что было самым трудным?
— Все было очень интересно, открылся космос, новый мир. Немного сложно было проглотить объем информации. Меня выручал дневник, куда я записывал все, что считал ценным. Это очень помогло при заучивании теоретической яхтенной части. Через три года я уже сдал нормативы на кандидата в мастера, как раз перед армией. Мы гонялись в 470-м классе (пластиковый глиссирующий швертбот-двойка с трапецией; автор проекта французский конструктор Андре Корню (1963). — Прим. ред.).
Олег Гусев — руководитель яхтенной школы «Навигатор». Может управлять практически любой яхтой — инструктор IYT Bareboat, яхтенный капитан ВФПС, Coastal Skipper RYA. Неизлечимо болен морем и своим яхт-клубом. Любовь к делу парусного наставничества, помноженная на легкий характер и человечность, помогает Олегу найти подход к любому курсанту и влюбить его в паруса.
— Я погрузился в парусный спорт не в детстве — мне было около тридцати пяти. Это самый благоприятный возраст для взрослых в яхтинге, по моему мнению. Я был свободен в принятии выбора в пользу жизни под парусами — увлекся яхтингом, пока получал права на моторное судно. В тот момент школа предложила пройти практику в Хорватии на парусной лодке и после закрепить результаты на моторной. Получилась такая учебная мини-регата в количестве пяти бортов. Это перевернуло мои представления об отдыхе на воде — понял, что мне нужен парус.
— Ваше напутствие новичкам, которые ни разу не ходили под парусом, но очень бы хотели этому научиться.
— Найти наставника и проводника, к которому будет определенная квота доверия. «У меня слишком много рабочих задач, высокая нагрузка в семье, чтобы мне найти время на обучение яхтингу», — говорит мечтающий о парусах. Но при этом у него находятся часы на просмотр сериалов, компьютерные игры, ленту в соцсетях. Выкройте неделю, сбросьте шелуху бытовухи и научитесь тому, о чем давно мечтали, — хождению под парусами.
Олег Хопёрский — шкипер-инструктор, тренирует сборную команду России в классе «Финн». Участник Олимпийских игр, тренер российской сборной на Пекинской олимпиаде, пятикратный чемпион СССР, чемпион России и Европы. В нем открытость и доброта сочетаются со строгостью и требованиями к дисциплине. Такую школу прошел сам, так учит других.
— Как инженер стал яхтсменом?
— Если прямо, сначала я начал заниматься парусным спортом, а потом инженером стал. Все случилось в Липецке, где металлургический комбинат построил на реке лодочную станцию. Я стал ходить на водную станцию как на работу. Летом к семи утра я был на берегу, ребята меня покатают на швертботах. В девять приходил тренер — он мне пинка под зад и за ворота. Зимой мы ремонтировали лодки — красили, шкурили, покрывали олифой. Тренер все меня гонял с базы — эта борьба продолжалась полтора года. Вот так меня тренер зацепил за мое упрямство. Потом один мальчишка ушел из секции, мне отдали его лодку: «На, ходи — все равно от тебя не избавиться». А лодочка старая, гнилая — даже ремонтировать невозможно. Чудесным случаем к нам пришла новая яхта, и Валерий Васильевич отдал ее мне. Я сразу стал выигрывать у товарищей в гонках. Тренер спрашивает: «Как так — ты же до этого не занимался!». Я ему в ответ: «Я уже полтора года у вас занимаюсь». Так меня тренер и принял.
— Какой вы тренер — шахматный игрок, харизматичный вдохновитель, строгий боцман?
— Знаете, меня никогда не писали тренером, хотя я с ребятами из нашей сборной занимался. В Пекине был главным тренером на Олимпийских играх. Меня называли «наш друг». Я добряк, а где добро, где тебя любят, туда и притягивает людей.
Если в вашем городе есть река, водохранилище, а в лучшем случае море, то вы точно найдете поблизости парусную школу. И не надо думать, что там занимаются только дети. На практике в яхтинг часто приходят состоявшиеся взрослые люди. И тут уже слушайте себя, что больше по душе — размеренные походы в парусных флотилиях, адреналиновые регаты или вас манит что-то глобальное — например, трансатлантический переход под парусом. Именно осознанный выбор пути поможет найти ВАШЕГО тренера.
_____________
«За кадром» осталось еще много интересного. Серьезные размышления и выводы, забавные истории из прошлого - все это ждет вас в статье нового журнала «Дух наставничества», который можно приобрести на сайте издательства здесь
_____________
А вы знали, что русский морской язык начал и закончил своё становление в царские времена? Поэтому большая часть современных яхтенных деталей и частей имеет только английские названия. А староголландские слова, из которых получились все эти гроты и стаксели, медленно, но верно уходят из обихода современных яхтсменов.
Автор текста Андрей Плясунов
Фото героев материала