Признайся, любишь ли ты зиму? Только честно, я никому не скажу. А хочешь узнать, где рождается настоящая зима? Возьми большую кружку горячего чая и надевай самые теплые шерстяные носки: мы отправляемся в путешествие. В мир, где вода замерзает в воздухе, где слышно, как шепчут звезды. Здесь снег не тает почти круглый год, но реки никогда не замерзают. Здесь брови и ресницы прячутся в пушистом инее, а мороз так щиплет за нос и щеки, что хочется спрятаться под самое теплое одеяло. Здесь кажется, что вся природа замерла в ожидании весны, а само время будто замерзло, но это не так. Здесь живут духи, и с ними даже можно поговорить, если знаешь как.

Вот так выглядит стела на въезде в самый холодный населенный пункт мира
Мы отправляемся в Оймякон, царство вечной зимы и колыбель холода. Это самое холодное место на Земле, где постоянно живут люди. Оймякон расположился между восточными отрогами хребтов Черского и Сунтар-Хаят, на левом берегу реки Индигирка. Климат здесь резко континентальный: суровая продолжительная зима и теплое, но короткое лето. При этом здесь мало осадков и значительные температурные перепады. Так, между минимальной и максимальной зафиксированной здесь температурой целых 104 градуса! Впрочем, вопреки распространенному мнению, это место находится вовсе не за Полярным кругом: Полюсом холода Оймякон делает его уникальное географическое положение. Он находится в горах, на высоте 745 м над уровнем моря, как будто «спрятавшись» от океанов за высокими горными хребтами, окружающими местность со всех сторон. По ним холодный воздух стекает вниз, собираясь в долине, как в чашке. Именно здесь находится Полюс холода северного полушария. В самом холодном месте южного полушария никто не живет, поэтому заграничного конкурента у Оймякона нет. А вот среди соотечественников на звание самого холодного поселения мира претендует еще Верхоянск. Вот уже который год два города спорят, где зимой холоднее. Счет идет на десятые градуса, но выбрать победителя ученые и климатологи не могут до сих пор.

Климат Оймякона во многом определяется особеностями рельефа
На самом деле Оймякон – это даже не город. Это небольшое село в восточной части республики Саха, но местные жители называют так целый район (или улус), в который входит несколько населенных пунктов. Административный центр района – поселок городского типа Усть-Нера, который забрал этот статус у Оймякона в 1954 году. Расстояние между ними по прямой – всего 125 километров, но по трассе придется проехать больше 400, так что путь не близкий. Зато ближайший поселок – Хара-Тумул – расположился всего в 3,6 км. Чуть дальше Берег-Юрдя (расстояние до него 6,7 км). Еще рядом находятся Томтор, Ючюгей и Аэропорт. Да-да, самый настоящий аэропорт. Он был построен в годы Великой Отечественной войны как один из пунктов на трассе Аляска-Сибирь, по которой советские летчики перегоняли на фронт самолеты, поставлявшиеся из Америки по ленд-лизу. Аэропорт действует до сих пор, и это самый быстрый способ добраться из Оймякона в Якутск.

Вот так выглядит аэропорт Оймякона. И, да, он работает
Иначе сюда можно попасть только по трассе. И это отдельное приключение, ведь дорога до Полюса Холода непростая и очень длинная. Из Якутска нужно проехать порядка 700 км по трассе «Колыма», которая связывает Якутск и Магадан, до поселка Кубеме, оттуда еще почти 200 километров по старому Колымскому тракту. В народе у этой дороги дурная слава, слишком уж много людей расстались тут с жизнью.

Примерно так выглядит путь до Полюса холода. После поселка Хандыга дорога постепенно начинает уходить в горы. А от Кюбюме начинается старый Колымский тракт, сейчас ставший тупиковой дорогой
Трассу назвали по имени реки Колымы, которая в начале XX века стала золотодобывающим регионом. А с 1932 года – местом самых жестоких ГУЛАГовских лагерей.

Память об этих событиях хранят в музее поселка Томтор
Но свою страшную жатву дорога продолжает собирать до сих пор. По всему пути постоянно встречаются памятные таблички, посвященные погибшим водителям, и раскуроченные автомобили.
Опасностей здесь и правда немало. Нередко пишут, что это единственная федеральная трасса в России, где полностью отсутствует асфальтовое покрытие. Впрочем, это не совсем так: от Нижнего Бестяха до села Чурапча асфальт есть, и очень хороший. Но это чуть больше сотни километров. А дальше трасса действительно грунтовая. В сухую погоду здесь стоит жуткая пылища, а во время дождей непролазная грязь. Зато зимой – настоящий хайвей. Впрочем, разгоняться на этой дороге не стоит в любую погоду. Местные по старой привычке держатся по центру, и неаккуратный обгон может дорого обойтись.
Опасностей здесь и правда немало. Нередко пишут, что это единственная федеральная трасса в России, где полностью отсутствует асфальтовое покрытие. Впрочем, это не совсем так: от Нижнего Бестяха до села Чурапча асфальт есть, и очень хороший. Но это чуть больше сотни километров. А дальше трасса действительно грунтовая. В сухую погоду здесь стоит жуткая пылища, а во время дождей непролазная грязь. Зато зимой – настоящий хайвей. Впрочем, разгоняться на этой дороге не стоит в любую погоду. Местные по старой привычке держатся по центру, и неаккуратный обгон может дорого обойтись.

Дорога узкая и опасная, но виды порой захватывают дух!
Да и сама дорога, постепенно уходящая в горы, может преподнести сюрпризы. Временами встречаются резкие эквилибристические повороты, узкие участки и глубокие пропасти. Например, «Заячьей петлей» прозвали опасный участок, с большим количеством слепых поворотов. Его реконструировали буквально в декабре 2024 года, и даже установили памятный знак.

Сейчас проехать через "Заячью петлю" можно относительно безопасно. Но пямятный знак намекает
А есть еще Желтый и Черный прижимы. Это участки дороги, где с одной стороны гора, а с другой – неогороженная пропасть. Чтобы преодолеть эти участки, водителям приходилось буквально «прижиматься» к скале. И молиться чтобы не было встречной машины. Сейчас дорогу в этих местах расширили, но случилось это буквально несколько лет назад. Память об этих опасностях еще жива, а, если присмотреться, то чуть ниже действующей дороги можно увидеть предыдущую трассу. И остовы разбившихся здесь машин.

Часть старой трассы еще видно. А рядом - то, что осталось от кабины грузовика
Еще одна опасность – холод, который не щадит никого. Поэтому зимой отправляться в дорогу на неутепленной машине – неоправданный риск. Впрочем, в Якутии сложно найти автолюбителя, который стал бы пренебрегать таким «тюнингом». Специальных сервисов, специализирующихся только на утеплении авто, здесь нет, но множество автомастерских и частных умельцев оказывают такую услугу. Итак, для начала надо тщательно заделать все вентиляционные отверстия моторного отсека. Его верхнюю часть накрывают вырезанным под размер войлоком, а на аккумулятор надевают утепляющий чехол. Воздухозаборник переводится в подкапотное пространство, поближе к радиатору. Обязательно ставится второе лобовое стекло. Для этого родное стекло как следует отмывают и на самоклеящийся уплотнитель ставят второе, а потом еще фиксируют по периметру в 2–3 слоя. То же самое происходит и с боковыми стеклами. Особое внимание на уплотнители дверей: старые и изношенные легко пропускают холодный воздух.

Даже машинам в Якутии нужно одеваться тепло
Но, несмотря на все хитрости, завести машину с утра в такие морозы задачка не из легких. Еще каких-то 10 лет назад добрая половина железных коней в Якутии на зиму впадала в «спячку». Но все поменялось, когда сюда пришли «Наташи». Кто и почему их так прозвал, никто уже не вспомнит, но в народ это имя ушло моментально. Итак, знакомьтесь. «Наташа» – это не только красивое женское имя, но и портативный гараж. Выглядит он как своеобразный чехол, которым можно накрыть машину в мороз, и состоит из нескольких слоев. Вариантов масса: это синтепон, холлофайбер, мембранная ткань, бамбуковое волокно, или шерстипон, своеобразный аналог пуха. Эти прекрасные «леди» заметно упростили жизнь якутским автолюбителям, и никто даже не переживает, что в сильные морозы водителю все равно приходится заводить авто по несколько раз за ночь.

Вот такие "Наташи" выручают якутских автолюбителей
Ну что ж, дорога понятна, машину утеплили, пора в путь? А вот и нет. Осталось еще одно важное дело. Собираясь в дальний путь, надо обязательно заручиться поддержкой духов. Народ саха верит, что наш мир делится на три составляющие: подземный мир, где обитают злые духи, срединный, мир людей, и верхний, мир, предназначенный для высших божеств. При этом в срединном мире живут и хозяева природных стихий, духи гор, лесов и рек. С людьми эти духи живут в мире, но требуют почтительного к себе отношения. Духов природы принято угощать. Для этого нужно остановиться в приметном месте (абсолютно все знают, где это нужно сделать), и оставить духам подарок. Чаще всего это оладушек, но бывают и другие лакомства, главное, чтобы это было что-то ценное именно для тебя. Еще перед любым важным делом, дальней дорогой, или, напротив, встречая прибывших издалека гостей, нужно обязательно провести Алгыс.

Этот обряд проводит Алгысчыт – человек, который, согласно преданиям, может заклинать добрые силы. Он разжигает огонь, призывая светлых духов ниспослать гостям мира, добра и благополучия. Сначала алгысчыт бросает в костер конский волос чтобы отпугнуть злых духов, а затем кладет угощение для добрых сил: оладьи и кумыс. И только получив одобрение духов, можно отправляться в путь…
Смотрите видео о том, как это происходит.
О том, что ждет путешественника на Полюсе холода читайте дальше...
Журнал "Русский турист"
Марафон Полюс Холода "Оймякон"
Спонсор марафона - компания "БАСК"
Смотрите видео о том, как это происходит.
О том, что ждет путешественника на Полюсе холода читайте дальше...
Журнал "Русский турист"
Марафон Полюс Холода "Оймякон"
Спонсор марафона - компания "БАСК"