Интересные статьи

Как казаки Россию открывали

2024-07-26 15:30
Станица Цимлянская
«Вся история России сделана казаками», – писал Лев Толстой в 1870 году. А задолго до этого, во время Отечественной войны 1812 года, Наполеон заявил: «Дайте мне казаков – и я один с ними пройду всю Европу». Казаков Наполеону не дали. Однако им это не помешало без всякого Бонапарта пройти не то что Европу, но и до Америки дойти. И сегодня в большинстве уголков страны живы их традиции, а местные краеведы, во многих из которых течет казачья кровь, бережно хранят наследие казачества.
«За неполные 200 лет казаки проникли за Урал, на Колыму, Камчатку, в Забайкалье и Приамурье, открыли Берингов пролив, обосновали русское присутствие в Сибири и на Дальнем Востоке. Деяния казаков Ермака, Пояркова, Хабарова, Дежнева позволяют сказать, что у России /…/ была эпоха великих географических открытий», - А. В. Сопов, историк казачества.
Они защищали Русь от набегов кочевников, сформировали воинское братство с особым укладом, понятиями чести и доблести, передававшимися из поколения в поколение, еще даже не будучи подданными русского царя, уже несли цивилизацию в неосвоенные регионы, расширяя границы нашего государства. Сейчас именно по маршрутам этих первопроходцев тянутся автострады и рельсы, движутся пассажиры, грузы и турпотоки.
Улица Кумшанской станицы (фото И.Болдырева)
Обычаи самобытного сословия, представителей которого в мире долгое время отождествляли с русскими как таковыми, до сих пор разлиты в нашей жизни, укоренились в быту. За столом мы поем казачьи песни. Церковные праздники и по сей день отмечаются так, как было принято у них. Казачеству мы обязаны и традициями веротерпимости. Это общество зачастую было разношерстным, тесно контактировало с «инородцами» и потому было толерантно к людям другой веры или национальности. Многое из их уклада перекочевало в нынешнюю систему местного самоуправления. И, конечно, в военном деле их наследие просто неоценимо. Например, наша полковая разведка сформировалась под влиянием казачьих «пластунов»… Всего и не перечислишь.
Улица Кумшанской станицы (фото И.Болдырева)
Интерес к казачеству растет с каждым годом. В 1990-х была восстановлена историческая справедливость: в разных регионах России официально учреждены (точнее, восстановлены) казачьи общины, которые в свое время и становились основой всего жизненного уклада обширных территорий страны. Этому предшествовали трагические события 1920-х годов, так называемое «расказачивание», иначе говоря, геноцид казаков – лучших сынов Отечества той поры. Теперь в России по аналогии с дореволюционным периодом снова существуют «казачьи войска», сформированные по территориальному принципу. Они играют активную роль в современной жизни, в том числе культивируя разнообразные исторические и этнографические маршруты.

От Франции до Индии – 400 км

Всевеликое войско Донское с центром в Ростове-на-Дону ведет существование с 1570 года, когда Иван IV направил грамоту казакам, жившим на Северском Донце (войско упоминается еще за столетие до этого, в 1471 году в Гребенской летописи). 1570-й принято считать годом основания старейших донских станиц – Раздорской и Черкасской. Донское войско было абсолютно независимым вплоть до 1708 года, когда Петр I велел уничтожить грамоту Ивана Грозного, согласно которой оно имело вольный статус.

В 1801 году в объявленной Павлом I войне Англии в Индийский поход выступили около 22,5 тысячи донских казаков. У правительства не было сведений о том, что находится на пути через Среднюю Азию в Индию. Это предлагалось разузнать непосредственно во время похода. Ну и заодно казакам предписывалось «разорить» торговые заведения англичан в Индии, а «угнетенных владельцев освободить и лаской привесть России в ту же зависимость, в какой они у англичан». Известие об отмене указа умершего императора застало войско близ Оренбурга, так что они успели разорить по пути следования только землевладельцев, у которых требовали фураж и провиант, после чего вернулись на Дон.

Куда успешнее оказался западный вояж донцов. Десять лет спустя против Наполеона Войско Донское выставило 90 полков – около 50 тысяч человек. Атаманом стал Матвей Платов. В 1813 году казаки приняли участие в Битве народов под Лейпцигом, в 1814-м разбили лагерь на Елисейских полях в Париже.

Сегодня Войско Донское объединяет территории Республики Калмыкия, Волгоградской, Астраханской и Ростовской области, в которой находится неформальная столица российского казачества – Новочеркасск, основанный Матвеем Платовым. Пройти по следам донцов в сторону Индии или Парижа сейчас довольно затруднительно, но это и не нужно. В Ростовской области создан интереснейший этнографический маршрут «Большой казачий круг». Он рассчитан на 3 дня, за которые, преодолев всего 400 км, можно узнать все об истории донского казачества. О других интересных локациях региона – самом древнем храме Дона, музее истории донского казачества, старейшем на юге России, кинематографическом хуторе Пухляковский – читайте в новом выпуске журнала "Русский турист": https://slonpo.ru/mag-rusturist#!/tproduct/292727266-1671122525261
Казачье семейство в праздник

По полям славы

Всадники против танков? Да, было и такое. В годы войны конные казаки били танковые соединения фашистов. Память об этом хранят в музеях Краснодарского края, посвященных истории Кубанского казачьего войска, ныне самого многочисленного в России.

Официально его сформировали в 1860 году, когда в него были объединены Черноморское казачье войско и часть Кавказского линейного казачества. Есть еще одна дата — 1792 год, когда черноморские казаки переселились на дарованные им Екатериной II кубанские земли. По третьей версии кубанцы ведут свою историю от Хоперского полка, созданного в 1696 году.

Краснодар (до 1920 года — Екатеринодар) был основан в 1793 году бывшими запорожскими казаками, переселенными на Кубань. В городе немало туристических магнитов, посвященных бурной истории местного казачества. Богат ими и весь Краснодарский край.

В Темрюкском районе есть уникальный выставочный комплекс «Атамань», включающий в себя более 40 казачьих подворий, рассказывающих о быте, культуре и обычаях черноморских казаков, а также более 30 площадок различных ремесленных и декоративно-прикладных мастер-классов. В том же районе, в станице Старотитаровской, – музей казачьей истории и быта. Само здание музея тоже можно считать экспонатом, дом построен в 1898 году.

В станице Старощербиновской – музей «Поле казачьей славы». Здесь сохранилось полтора десятка домов, принадлежавших семьям зажиточных воинов-казаков конца XIX – начала XX веков, фрагменты крепости Ейского укрепления, которая возводилась под руководством самого Александра Суворова. А в городе Курганинске, знаменитом тем, что здесь снимали фильм «Кубанские казаки», в память о народной артистке СССР Кларе Лучко ее именем названа центральная площадь и открыта постоянная выставка «Жемчужина Курганинской земли», посвященная Кларе Степановне. Подробнее о кубанском казачестве – читайте в новом выпуске журнала "Русский турист": https://slonpo.ru/mag-rusturist#!/tproduct/292727266-1671122525261
Семья кубанца. Фото неизвестного автора, 1891

Сибирь казачья

Сибирское войсковое казачье общество с центральным штабом в Омске ведет начало от 1582 года, когда Иван IV в награду за взятие Сибирского ханства дал дружине Ермака наименование «Царская служилая рать». О его знаменитом походе и сегодняшних туристических маршрутах по этим местам читайте на странице…

После гибели в 1584 году Ермака его люди зазимовали в устье реки Тюменки, где в 1586 году возник Тюменский острог, ныне город Тюмень. С возникновением в 1587 году Тобольского городка в Сибирь стало проникать русское население, началось стремительное заселение сибирских просторов. В 1604 году сургутский казачий голова Гаврила Писемский заложил город Томск. В 1628 году казаки основали Красноярск, в 1632-м – Якутск, а в 1647 году на побережье Охотского моря был заложен острог Охотский. В последующие годы появились Иркутский (1652) и Балаганский (1654) остроги, ставшие опорными пунктами русского влияния на юге Сибири.

За исключением промышленных и добывающих центров, основанных в СССР ради освоения крупных месторождений, практически все наши города к востоку от Урала заложены казаками. Поэтому сибирский туристический потенциал базируется не только на уникальных природных богатствах края – большой популярностью пользуются «казачьи» туры.

Например, в Алтайском крае важнейшей задачей казачества была защита горнозаводской промышленности и русского населения от нападений кочевников. Для этого построили Колывано-Кузнецкую оборонительную линию, протянувшуюся на 749 верст от Усть-Каменогорской крепости к Кузнецку. Наряду с военной службой казаки занимались земледелием, животноводством и промыслами. Сегодня по этой линии проходит маршрут «Казачья подкова Алтая». Здесь можно окунуться в атмосферу казацкого быта, принять участие в казачьих обрядах, познакомиться с мастерством ремесленников, научиться владению казачьей шашкой и нагайкой, даже поучаствовать в отражении набега отряда кочевников.

В регионах Сибири и Дальнего Востока действуют сотни казачьих обществ. В Омске, Новосибирске, Тюмени, Тобольске, Томске, Сургуте, Барнауле, Иркутске, Хабаровске и других исторических городах региона проводят множество этнографических мероприятий, конкурсов казачьей песни, полевых сборов, конноспортивных праздников, реконструкций памятных событий. Самая значимая – традиционный казачий съезд на место предполагаемой гибели Ермака Тимофеевича в первых числах августа. Прочитать о поездке автостопом с детьми по главным городам Западной Сибири можно в новом выпуске журнала "Русский турист": https://slonpo.ru/mag-rusturist#!/tproduct/292727266-1671122525261
Кубанец. Фото В.Каррика, 1860-е

Красноярский городовой

В 1619 году сибирскими казаками из Тобольска заложен Енисейский острог, спустя 9 лет они построили Красноярский острог. Енисейская земля стала плацдармом для освоения Восточной Сибири. Местные казаки внесли в это дело огромный вклад – атаманы Иван Галкин и Максим Перфильев, десятник Василий Бугор, казаки Гаврилов (Вторко), Дмитрий Зырян, Постник Иванов, Иван Камчатой и др. В Енисейске служил Семен Дежнев, Ерофей Хабаров совершил поход из Мангазеи на север для исследования полуострова Таймыр.

В повседневной жизни казаки делились на городовых и станичных. Станичники несли службу на пограничных заставах, там же обзаводились хозяйством. А городовые представляли собой аналог нынешних муниципальных служащих. Они входили в состав гарнизонов, конвоировали ссыльных, сопровождали казенные грузы, выполняли полицейские функции, охраняли учреждения и склады, обеспечивали работу таможен.

В Красноярске недавно появилась очень интересная муниципальная практика, которая уходит корнями в историю городового казачества и помогает сделать город более комфортным и привлекательным для гостей. Создана служба красноярских городовых. Прежде всего, она борется с засильем рекламы на фасадах зданий и ограждениях, точнее, следит за исполнением архитектурно-художественного регламента, определяющего подходы к оформлению городского пространства.

Городовые убеждают предпринимателей его не нарушать. Несговорчивым выписывают штрафы – до 200 тысяч рублей. Кроме того, служба контролирует содержание дорог, тротуаров и остановок, выявляет несанкционированные свалки, павильоны, незаконную продажу алкоголя, борется с уличной торговлей, парковкой на газонах. В общем, следит за порядком в лучших казачьих традициях.
Прадед, дед, внук и правнуки

Возвращение дедовской моды

В восточной части Северного Кавказа казаки появились в XVI веке. Взяли на себя роль форпоста России в этом регионе. Сейчас там существует Терское войсковое казачье общество с центром во Владикавказе. Датой образования войска считают 1577 год, когда терцы официально стали служить русскому царю.

Служивые проявляли чудеса героизма. Например, в 1774 году под командованием полковника Ивана Савельева они отразили штурм 8000 турок, напавших на станицу Наурскую. В сражении участвовали и женщины. Наурским казачкам наравне с их мужьями тогда вручили государственные награды. Многие терцы стали героями русско-турецкой войны 1877-1878 годов на Балканах. Тогда от турецкого ига освободили Болгарию.

Терское казачество сегодня, как и сотни лет назад, сильно своими традициями. Верховая езда, владение шашкой, стрельба из лука, традиционная игра терских казаков «Взятие городка» в последние годы популярны у молодежи. Снова в большой моде кубанки и казачьи папахи. У терцев верх кубанки синего цвета, а папахи, как у горцев, только более плоские. Но в целом костюмы терских казаков очень похожи на горские. Женское платье у терских казачек непременно должно иметь длинные рукава и воротник под горло. Обязателен головной убор, а волосы под ним должны быть спрятаны полностью.

Нынешние терские казаки вспомнили многие обычаи своих предков. Например, в казачьих семьях, когда девочке исполняется три года, ее учат готовить. Дочка должна накормить отца пересоленной и переперченной кашей. Считается, что чем больше папа съест, тем меньше горя будет в ее жизни.

Одним из самых ярких праздников у терских казаков всегда считалась Троица, а самый известный из обрядов – пускание кораблика. Его изготавливают специально для этого церковного праздника. Он красного цвета, его украшают венками из живых цветов, лентами, куклами. После того как судно спускают на воду, в него начинают стрелять, стараясь потопить. Обряд символизирует изгнание темных сил.
На фотографиях 1870-х г., сделанных Каролем Байером, запечатлены терские казаки.

Парижские станичники

Настоящий кладезь для любителей интересных исторических фактов, свидетельства которых можно увидеть прямо сейчас, – на Урале. Оренбургское войсковое казачье общество пошло от основания Уфимского укрепления в 1574 году. С переходом в 1734 году в русское подданство киргиз-кайсаков Малой и Средней Орды построены крепость и город Оренбург.

В этом году Оренбургское казачье войско отмечает 450-летие. Сегодня его отделы действуют на территории Оренбургской, Курганской, Челябинской, Свердловской областей и Республики Башкортостан. Этих казаков еще называют уральскими, а раньше звали яицкими. Река Урал прежде называлась Яик, ее нынешнему названию мы обязаны Екатерине II. Зачем же было переименовывать реку?

Да все из-за казаков. Во время Пугачевского восстания яицкие казаки перешли на сторону бунтовщиков. Оренбургские же остались верны присяге и выступили против мятежников. За это Екатерина постаралась предать яицких забвению, а оренбургских осыпала почестями, даже отметив некоторых из них орденами Андрея Первозванного. Она же повелела носить представителям этого войска форменные лампасы и околыши синего цвета – в тон Андреевской ленты (у других казачьих войск они красные).

Позднее все уральские казаки реабилитировались на полях сражений Отечественной войны 1812 года. Участвовали в Бородинской битве, едва не взяли в плен Наполеона, брали Берлин и Париж. Тогда же существенно изменился их этнический состав, и без того пестрый. Оренбургские степи стали местом ссылки для многих пленных французов. Тогда война считалась вполне достойным способом поправить материальное положение. Они шли за богатой добычей, а вышло совсем наоборот: оказались в глухой степи, откуда добраться домой было трудно, да и не на что. И многие записались в казачье войско. К концу XIX века среди оренбургских казаков насчитывалось 48 французских фамилий. А казак Виктор Дандевиль руководил экспедицией на восточное побережье Каспия, был произведен в генералы и утвержден наказным атаманом Уральского казачьего войска…

«По мотивам» казачьих походов на Урале появилось три десятка поселений с европейскими названиями: Берлин, Варна, Варшавка, Лейпциг, Кассель, Фершампенуаз и, конечно, Париж. Он находится в Челябинской области. в 2005 году там даже появилась 50-метровая копия Эйфелевой башни (она передает сигнал сотовой сети). Гостиниц в селе Париж нет, но туристы запросто могут остановиться у гостеприимных местных жителей, которые почему-то называют башню «Ядрена-Матрена». С сельской почты можно отправить письмо с парижским штампом.

Правда, станичники называют себя не парижанами, а парижцами. Они никогда не скажут, что живут «в Пари́же». Они – «в Париже́».
Автор текста Михаил Грунин.